Встреча с Тель-Авивом Комфортабельный «Боинг-737» приближался к средиземноморскому побережью Израиля, обходя стороной недружелюбные территории. Борт начал снижение, и в ночном небе показалась ярко освещенная лента побережья с хорошо различимыми очертаниями Тель-Авива и приближающимися огнями Бен Гуриона. У поколения, воспитанного на фильмах о Великой Отечественной войне, яркие огни ночных городов как-то не увязываются с представлением об Израиле как о государстве, находящемся в состоянии войны… Ночной Тель-Авив тоже не произвел тревожного впечатления: трехэтажные домики да тихие залитые светом фонарей улицы. Кстати, вы были в Одессе на Молдаванке? Видели невысокие постройки из известняка? Неопределенного такого цвета, особенно после дождя? Вот приблизительно так выглядит деловой центр страны -- Тель-Авив. «Холм Весны» -- так переводится его название. Любопытно, что этот стиль «бай хауз», родившийся в 30-х годах прошлого века, практически нигде в мире не сохранился. Израильтяне доказали, что это исторический артефакт; соответственно, кварталы города находятся под эгидой ЮНЕСКО. А вот в Одессе до такого пока не додумались… Старая часть Тель-Авива -- Яффа. Здесь типичная для средиземноморских городов архитектура с мощеными булыжником узкими улочками в арабском стиле. Любителям восточной экзотики покажут блошиный рынок -- настоящую барахолку. Продавцы -- как правило, почтенного возраста евреи и арабы -- торгуют всем, от древней мебели и сношенной дважды еще в прошлом веке одежды до велосипедных запчастей. Хайфа и ее сады Хайфа -- крупный портовый город производит яркое впечатление. Здесь находится одно из чудес света -- Бахайские сады, где расположена святыня молодой веры бахаев -- Святилище Бахауллы. Баб, он же Сейид Али Мухаммад, персидский купец, провозгласил в 1844 году, что послан Богом, дабы подготовить человечество к наступлению новой эпохи. Британские власти, в то время правившие в Палестине, за крамольные изречения казнили Баба в 1853 году. Бахайские сады -- это некий символ, олицетворяющий стремление бахайцев сделать мир лучше – прекрасным, как сад. Принципы бахайской религии заключаются в признании единого истока для всех религий мира, равноправии мужчин и женщин, мира без границ. Своего рода демократия, пацифизм и космополитизм вместе взятые. У религии нет священников. Управление осуществляется на основании решений совещательных советов, формируемых на избирательной основе. Кстати, недалеко от садов, на горе Кармель находится церковь католического ордена Кармелитов, место, откуда произошел известный одноименный орден. Акко -- оплот крестоносцев Акко насквозь пропитан духом древности. Да что тут говорить, если первые упоминания о городе относится к 1800 году до нашей эры -- то есть еще к эпохе египетского владычества. Упоминается он и в Библии. Сюда перебрались военные отряды защитников веры после взятия Иерусалима в 1187 году султаном Саладином. Прибывший с миссией возмездия Ричард Львиное Сердце, возглавивший третий крестовый поход, мощным натиском взял Акко в 1191 году. Крестоносцы потеряли город лишь спустя сто лет, в результате осады его мамлюками, боевыми отрядами египетского ислама. Примечателен обнаруженный недавно под крепостью тамплиеров туннель, позволяющий проехать на телеге, запряженной лошадьми, прямо в порт. Вот он, прообраз современных оффшоров. Отсюда, как гласят легенды, минуя королевскую таможню, уходили корабли святой церкви, груженные награбленным во время походов добром. Как известно, судьбой богатства тамплиеров обеспокоилась оскудевшая французская казна, и в 1307 году Королевский совет принимает решение арестовать всех тамплиеров на территории Франции. Печально известные аресты и погромы так и не наполнили казну, но пролили немало крови, наложив печать еще большей таинственности на сокровища защитников веры Христовой. Акко - город-крепость, город-тюрьма, неприступный бастион, ключ в Ближнему Востоку, которым так и не завладел Наполеон. Длительная осада не помогла великому полководцу, и он вынужден был вернуться в Египет, оставив свои планы завоевания. Сегодня туристическому центру приходится тяжело: до Ливана рукой подать, а летняя военная кампания отпугнула туристов -- единственный источник дохода местных жителей. И хотя в Ливан давно введены войска ООН, и выстрелов не слышно, туристическая отрасль страдает. Из глубин В Израиле находятся иудейские, христианские и мусульманские святыни. Достойно цитирования высказывание, что «4000 лет назад здесь ходил Авраам, 3000 лет тому -- царь Давид, 2000 -- Христос, 1000 -- крестоносцы». Паломники, пожалуй, -- основная категория посещающих эту страну путешественников. Им действительно есть к чему прикоснуться на Святой Земле. Пожалуй, в одной статье и не расскажешь всего. Попробуем же наладить мостик между материальным и духовным восприятием. И начнем с первоисточника: в книге Иова описывается сотворение мира (глава 12, стих 22): «Он открывает глубокое из среды тьмы, и выводит на свет тень смертную» (вариант -- «темные глубины»). Как считают исследователи, времена книги Иова соответствуют концу последних геологических периодов в истории Земли, когда проходили гигантские тектонические процессы: перемещались материки, погружалась одна суша, подымалась из глубин земли другая. Стих 15: «Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю». Земная кора была буквально разорвана, а место разлома прошло как раз под территорией Палестины, образовав так называемый Сирийско-Африканский разлом. Наличием это геомагнитной аномалии и поясняют современные ученые особенность Святой Земли. Недаром в Храме Тела Господнего кроме плиты мироздания нашлось место современному памятнику. Это пуп земли, узел разлома… Иерусалим -- перекресток миров В Иерусалимском воздухе смешивается бой колоколов христианских церквей, на который накладывается глубокий голос муллы, доносящийся из динамиков мечетей, и белая пыль белокаменного города. В еврейском квартале слышен тихий гул -- люди высыпали из синагоги и излучают приподнятое настроение. Светлые, но отрешенные от мира сего лица истинных блюстителей древней веры… Как уживается на одном клочке земли столько народов, религий? Если учесть, что даже внутри одного вероисповедания нет единства взглядов и существуют межконфессионные конфликты? Те же иудеи бывают ортодоксальными, консервативными, прогрессивными, классическими и хасидами. А христиане? Один только Храм Тела Господнего поделен между рядом церквей и конфессий. Пример -- известный спор между патриархами Армянской апостольской церкви Торкомом II и греко-православной церкви Иринеем I за право выноса Благодатного огня и права одновременно молиться в Кувуклии… Теперь вспомним, что в израильском религиозно-межнациональном коктейле присутствуют арабы-христиане и арабы-мусульмане, не говоря о менее малочисленных народностях и верах. Прощание со Святой Землей В Иерусалиме поздний вечер. Включаешь телевизор -- ведущие западные новостийные каналы, как бы соревнуясь, показывают черноволосых парней в арафатках, размахивающих автоматами. Слышны выстрелы, кого-то уносят. Открываешь окно гостиницы с видом на крепостные стены древнего Иерусалима -- тишина. Беру фотокамеру и иду в город, ведь неизвестно, когда еще судьба занесет на Святую Землю. Приветливый владелец кафе готов выжать гранатовый фреш для забредшего ночью в арабский квартал иностранца. Армянский квартал спит. Еврейский -- тихо гудит -- Шаббат, суббота. На лицах людей -- праздник. Около синагоги людно, около Стены Плача -- тоже. Ночь, люди гуляют… Утро, отель, телевизор. Очередной репортаж: показывают, как одни арабы убивают других -- «Фатх» не договорился с «Хамасом». Палестинский чиновник обвиняет в этом, естественно, евреев. Мол, если бы не они, мы бы, арабы, не ссорились друг с другом… Иерусалим отгородился от Палестинской автономии стеной безопасности -- израильский вариант Великой Китайской стены. Говорят, так проще контролировать территорию от проникновения террористов. Правда, каждое утро в стене открываются ворота и в Иерусалим на работу едут палестинские жители. Вечером -- обратно. Когда объявлялась антифада, ворота не открывались. Правило простое: есть антифада -- нет работы. Завтра вылет в Украину. Сегодня есть еще шанс попасть в Вифлеем, Палестину. Принимающая сторона безопасность не гарантирует, мол, не контролирует ситуацию на территории Палестинской автономии (де-юре входящей в состав Израиля). Но под напором журналистов нашли с кем связаться «на той стороне», чтобы принять и вернуть обратно группу. Правда, не сложилось… Мнения в группе разделились, и авантюрное крыло не набрало нужно количество голосов.
|